Что мы знаем о вещах, которые нас окружают?
Наверное, я могу назвать себя коллекционером воспоминаний, ведь каждый предмет, который я забирал с барахолок, таил в себе особую историю.
Теперь, когда коллекция сложилась, я наконец понял, что все эти годы собирал её не для себя.

«Я был его дверью, я был его проводником.
И он пришел ко мне, когда я собрал всё необходимое, осталось решить, впустить ли его в дом...»

Рецензии читателей
Рецензии критиков
Пресса о книге "БЛОШИНЫЙ РЫНОК"
  • Новые книжки сентября для детей
    текст: Евгения Сосина
    Новая порция страшилок для подростков, долгожданный финал саги о семье Игиби, первая книга детективной серии для школьников, подростковая антиутопия и многое другое. Выбрали 10 самых интересных книг для детей и подростков.
    • Блошиный рынок
      Фэнтези для подростков
      Пожалуй, больше всего эта книга напоминает «Вечера на хуторе близ Диканьки». Главный герой рассказывает множество бытовых страшилок и делает это так увлекательно, что волей-неволей зачитаешься. К концу повествования тучи сгущаются, и становится понятно, что все истории скреплены общим персонажем — дедом главного героя Власием, который в далеком прошлом часто водил внука на блошиный рынок.

      «Признаться, и сейчас, по прошествии лет, покупки деда Власия никак не объяснить коллекционированием в обычном понимании этого слова.
      Так что мои интересы и дедовы совсем не совпадали.
      Но, если он заговаривал с продавцом о той или иной вещице, я слушал разинув рот. Ничем не примечательная дверная ручка вдруг обретала совсем новый смысл, становилась чем-то бóльшим, чем элемент фурнитуры.
      Например, так я в первый раз узнал, как через дверную скобу умывают от сглаза. Двое обычных взрослых мужчин абсолютно мимоходом, не заостряя внимания, оценили удобство дверной ручки именно в этом контексте.
      Ключевую воду ножиком перекрестить, через скобу двери полить в ладонь, по лицу водой из ладони провести три раза и за порог отворенной входной двери стряхнуть, проговорив: „Бесовье, откуда пришло, туда и иди!"
      Тогда же как бы между прочим дед Власий рассказал, что нельзя давать похлопывать себя по плечу и спине незнакомому или потенциально нехорошему человеку.
      Так обычно людей и портят. В смысле порчу наводят.
      Вот старуха, про которую нехорошие слухи ходили, беременную молодую соседку приобняла, по голове погладила, будто ласково. А у той как прихватило, так и до больницы не довезли. У ребенка пальцы рук, уши да затылок порча съела.
      Я после этого рассказа вылупился на деда Власия в полном обалдении и ужасе, а тот как ни в чем не бывало продолжил, что, мол, когда знающий начинает с пострадавшим работать, то, если знахаря начинает одолевать рвота, это порча наведена, а если зевота, то сглазили.
      Под сильным впечатлением потом у мамы переспросил, знает ли она о таком вот. Она даже не удивилась, что я задаю подобные вопросы. Да, сказала, меня твоя бабушка тоже через дверную скобу умывала как-то, у нее глазливая начальница была, черноротая. Постоянно лаялась, каждому находила, что гадкое сказать.
      — И ты в это веришь? — спросил я.
      Мама пожала плечами, ни секунды не задумываясь, рассмеялась и показала маленькую английскую булавку, приколотую вниз головкой на изнанку воротника своей блузки:
      — Верю не верю, а пусть будет! Никто не пристанет.
      И снова рассмеялась».

  • СТРАШНЫЙ ФОЛЬКЛОР: ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ ТАТЬЯНЫ МАСТРЮКОВОЙ «БЛОШИНЫЙ РЫНОК»
    Победительница премии «Электронная буква» и конкурса «Новая детская книга» Татьяна Мастрюкова – писательница, известная мистическими повестями, которые основаны на современном фольклоре и, как правило, тяготеют к хоррор-литературе. «Блошиный рынок» – не исключение. Безымянный герой-рассказчик ходит по барахолкам в поисках необычных, нередко и вовсе на первый взгляд бесполезных предметов. Тягу к подобным местам привил ему в детстве дед Власий. Личность суровая и загадочная, именно дед научил героя правильно выбирать товар и вести себя с продавцами, но кое-то в его разговорах с внуком кажется пугающе странным…
    Древний жанр «ужастиков», а «Блошиный рынок» можно представить как объединённый общей линией сборник страшных историй, не стоит недооценивать. Помимо того, что это безопасный адреналиновый аттракцион по сравнению с другими характерными для подростков адреналиновыми увлечениями, здесь часто кроются подтексты, которые имеют прямое отношение к реальной жизни. Если убрать из книги Татьяны Мастрюковой мистику, то получится история-предупреждение о манипуляции. Взрослый, в данном случае дед, пользуясь доверием ребёнка, заставляет его уходить из дома и тратить время на сомнительные покупки в сомнительных местах, так что даже родители в какой-то момент объявляют своего сына в розыск. Мораль непрямая, но считываемая где-то на уровне подсознания: не надо скрывать странное поведение взрослого, пусть и родственника, от других взрослых.
    Повесть погружает в пространство, где работают народные суеверия. Кто-то может насторожиться – не учит ли книга верить в дремучие приметы? Однако текст очевидно художественный и в определённом смысле наоборот уводит суеверия в фантастический, книжный, а не реальный мир. Прежде всего, «Блошиный рынок» – интригующая, лаконично написанная повесть для тех подростков и молодых взрослых, кто любит «страшилки» и не чурается фольклора. Особенно сильной в книге выглядит нестандартная, тщательно выверенная композиция – вставные новеллы встречаются почти в каждой главе и в то же время играют роль в основной линии, постепенно подводя к открытому финалу с намёком на продолжение.