– В какой последовательности читать книги Татьяны Мастрюковой? – часто спрашиваете вы.
– В любой! – отвечаем мы.
Все истории абсолютно самостоятельны, со своими героями и своей нечистью. Однако происходят события в так называемом Анцыбаловском треугольнике, а потому связаны между собой некоторыми локациями и персонажами.
Но если вам по сердцу система, то предлагаем следующий порядок чтения:
  1. По временам года: Тихие гости (зима), Радио "Морок" (весна), Кошачья голова (весна-лето), Болотница (лето), Приоткрытая дверь (осень), Приходи вчера. Жуткие былички (все сезоны), Блошиный рынок (все сезоны)
  2. По дате выхода книг: Болотница (2019), Приоткрытая дверь (2019), Тихие гости (2020), Радио "Морок" (2021), Кошачья голова (2022), Приходи вчера. Жуткие былички (2023), Блошиный рынок (2023)
  3. По времени происходящих в книгах событий: Приходи вчера. Жуткие былички, Блошиный рынок, Кошачья голова, Болотница, Приоткрытая дверь, Блошиный рынок, Тихие гости, Радио "Морок"
  4. По локациям: Приоткрытая дверь (город), Блошиный рынок (город-деревня), Кошачья голова (город-деревня), Приходи вчера. Жуткие былички (деревня, город), Болотница (деревня), Радио "Морок" (деревня), Тихие гости (деревня)
    Само собой сложилось, что у каждой книги Анцыбаловского треугольника есть артефакт-символ:
    «Болотница» – это яблоко, красная ленточка и крест из веточек
    «Приоткрытая дверь» – манилка
    «Тихие гости/Скрип калитки» – снеговик и сорока
    «Радио "Морок"» – лягушки, наряжухи и радиоприемник
    «Кошачья голова» – муха и рыбка
    «Приходи вчера. Жуткие былички» – петушок на палочке
    «Блошиный рынок» – зажим для бумаг «рука маркизы» и каслинский чёртик
    Красота от Юлии Тар и Ольги Закис
    Круг - как заброшенный колодец,
    четырёхугольник - как приоткрытая дверь,
    и как окно, которое было открыто не тем человеком в дурной для него час,
    треугольник - как колпак шуликуна,
    овал - как глаз жабы.


    Каждая фигура имеет смысл, каждая иллюстрация требует внимания.

    Есть у меня такое писательское правило, моё личное: пока книга не написала на 80%, я не говорю о новой книге🤫

    И чувствую себя немного некомфортно, когда вынуждают публично делиться деталями.

    Я всегда вижу ваши вопросы, дорогие и любимые читатели, понимаю ваше нетерпение, ваш интерес. И вы знаете, что я сразу делюсь новостями, если они есть.

    80% — это психологически обычно тот самый объём истории, который уже точно не будет переписан несколько раз, и о котором можно уже определённо говорить как о состоявшейся рукописи.

    «Пока медведь не убит, но охота идёт»

    Это не суеверие, а чистая психология🤓

    Так же, пока не придёт время, я буду хранить молчание в ответ на вопросы: а на сколько % написана, когда будет написана, когда выйдет, вкратце сюжет, какое название


    Каждый раз, получив авторский экземпляр своей книги, автор наугад открывает страницу и читает первое бросившееся в глаза предложение.

    Знак это, или прямое обращение книги к автору, или просто первое попавшееся на глаза предложение, без всякого символизма...
    Но!..

    Болотница предостерегает
    Приоткрытая дверь сулит
    Тихие гости подытоживают
    Радио "Морок" намекает
    Кошачья голова ищет приключений на свою голову
    Приходи вчера. Жуткие былички уверены
    Блошиный рынок предлагает
    ТАТЬЯНА МАСТРЮКОВА

    БОЛОТНИЦА
    специальное подарочное издание

    С Викой никогда ничего интересного не происходит!
    Самое страшное, что может ей грозить, – летние каникулы в глухой деревеньке, в старом доме на самом краю леса, вдали от друзей и интернета.
    Только деревня какая-то странная – не отмечена ни на одной карте. За высокими заборами прячутся тихие, будто вымершие, избы. Во дворе в зарослях малины скрывается темный, бездонный колодец, из которого веет необъяснимым ужасом. А в глубине густого зеленого леса затаилось болото, откуда по ночам в деревню приходит оно – или она? – и зовет, и манит за собой...
    Специальное подарочное издание книги
    Татьяны Мастрюковой «Болотница»
    Росмэн, 2024
    Подарочное издание легендарного фолк-хоррора «Болотница» от мастера ужасов и мистических историй для подростков Татьяны Мастрюковой.

    Специальное издание – это:
    • Твёрдый переплёт со сквозной вырубкой и тиснением двумя видами фольги по дизайнерскому материалу эфалин с фактурой лён, и ляссе (неимоверная красота для глаз и осязания)
    • Четыре двусторонние вклейки на мелованной бумаге с полноцветными сюжетными иллюстрациями, иллюстрированные форзац и нахзац (замечательный художник Ёнов)
    • Исправленный и дополненный текст (теперь не должно быть никаких сомнений относительно одного из сквозных героев Анцыбаловского треугольника!)
    • Примечания автора «на полях» книги (предоставленная автору возможность прокомментировать текст по ходу действия, как если бы мы с вами читали книгу вместе)
    • Альтернативный конец истории (тот, с которым автор мечтала познакомить читателей все эти пять лет!)

    Купить: здесь здесь здесь здесь
    С Викой никогда ничего интересного не происходит!
    Самое страшное, что может ей грозить, – летние каникулы в глухой деревеньке, в старом доме на самом краю леса, вдали от друзей и интернета.
    Только деревня какая-то странная – не отмечена ни на одной карте. За высокими заборами прячутся тихие, будто вымершие, избы. Во дворе в зарослях малины скрывается темный, бездонный колодец, из которого веет необъяснимым ужасом. А в глубине густого зеленого леса затаилось болото, откуда по ночам в деревню приходит оно – или она? – и зовет, и манит за собой...

    ТАТЬЯНА МАСТРЮКОВА

    БЛОШИНЫЙ РЫНОК

    Что мы знаем о вещах, которые нас окружают?
    Наверное, я могу назвать себя коллекционером воспоминаний, ведь каждый предмет, который я забирал с барахолок, таил в себе особую историю.
    Теперь, когда коллекция сложилась, я наконец понял, что все эти годы собирал её не для себя.

    «Я был его дверью, я был его проводником.
    И он пришел ко мне, когда я собрал всё необходимое, осталось решить, впустить ли его в дом...»
    ~
    Любопытные факты о книге «Блошиный рынок»

    1. Я очень люблю посещать блошиные рынки, всевозможные развалы и ярмарки, где торгуют всякой всячиной: и совершенно бесполезной, и настоящими ценностями. Где не менее, чем товар, интересен сам продавец. Где всегда найдёшь вещь, которая всколыхнёт твои воспоминания. Подписана на всевозможные каналы, рассказывающие об антиквариате, о старинных украшениях, о вещах с историей. Каждый такой рассказ, каждая вещица – как путешествие в прошлое на машине времени.

    2. У меня много таких «памятных» покупок с блошиного рынка. Так восстановлены вещи, которые потерялись во времени, не дожили до сегодняшнего дня, но с которыми связаны и события, и память об ушедших людях. Чаще всего эти вещи не представляют для других никакой ценности, но это моё прошлое, из которого выросло моё настоящее.

    3. Собралась целая коллекция странных, несочетаемых, казалось бы, предметов, которые дороги мне. Гости непременно интересуются эти предметами, узнавая, делясь своими собственными воспоминаниями или удивляясь, что такое вообще могло когда-то существовать.

    4. Так что эта книга основана на реальных вещах, на реальных воспоминаниях реальных людей. Это овеществлённые былички, и без меня они не представляют никакой опасности. Ой, то есть никакой ценности.

    5. Имя главного героя ни разу не упоминается по ходу повествования. Но оно у него есть, разумеется, а фамилия его семьи была упомянута в «Болотнице».
    P.S. Не Лоскатухин!

    6. Настоящее имя героини былички «Рука» из главы 10 – Таня. Маленькая шуточка автора просто для самой себя: написать «подружкиного имени, к сожалению, не помню».



    Эпиграф к книге «Блошиный рынок» — стихотворение Татьяны Мастрюковой


    Зеркало бездушно – жалкое стекло.

    Что ты понимаешь в прóклятой душе?

    Время отраженья быстро истекло.

    Гаснет отблеск солнца в грязном витраже.

    Чётче выступают тёмные углы.

    Пыльные гардины поглощают свет.

    Всё, что так убого, отражаешь ты,

    Лишь передо мною отраженья нет…


    ~


    На снимке тот самый блошиный рынок, описываемый в книге «Блошиный рынок» в тот самый описываемый день.
    Цитата:


    На тот блошиный рынок я попал где-то в феврале. Недавно началась оттепель, а потом резко ударили морозы, и всё пространство рынка оказалось буквально стоящим на катке.

    © «Блошиный рынок» Татьяна Мастрюкова



    ~
    История «Блошиного рынка» неразрывно связана с Осенними Дедами – Дмитриевской родительской субботой, днём поминания предков.

    «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички живых блюдут»

    Дмитриевская родительская суббота – это первая суббота перед днём Дмитрия Солунского, что 8 ноября, если только на этот день не приходится большой церковный праздник [тогда поминальной становится суббота на две недели раньше].

    Умершие, по народным представлениям, составляют с живыми потомками сакральную общину, ибо владеют знаниями и умениями того света, неосвоенными живыми людьми. Потому они могут помочь своим потомкам, даже спасти их от голода, обеспечив хороший урожай. Но точно так же, поскольку покойник редко бывает расположен к живым, сурово наказывают за неисполнение традиций и правил, и не прочь забрать живых с собой.

    Потому в особые, поминальные дни приглашали «родителей» на поминальный обед, состоящий из кутьи, блинов, киселя, пирогов – обычной обрядовой пищей. Моют накануне пол, на лавки кладут полотно, на окно вешают чистое полотенце. Сервируют стол для живых и для «дедов». По полотенцу души покойных приходят в дом, утираются им, оставляя чёрные следы. Садятся с живыми за стол. Иногда еду, предназначавшуюся для «дедов», съедают ряженые, обходившие дома, но чаще всего её потом отдают домашней скотине или раздают нищим.

    Накормив предков, их вежливо просят уйти обратно на тот свет и незваными не приходить.


    татьяна мастрюкова

    ПРИХОДИ ВЧЕРА. Жуткие былички

    Как вежливо отказать кикиморе, рвущейся к вам в гости? Как мирно разойтись с лешим, не поссориться с домовым, стать незаметным для жути без названия, уже разинувшей туманную пасть?
    О встречах со страшным и неизведанным, о народных приметах и заклятиях, о том, что иногда забавная фраза «Приходи вчера» может спасти жизнь, а так же о многом другом, расскажет сборник быличек – историй от очевидцев, бережно собранных автором на просторах нашей огромной страны.
    В отечественном фольклоре быличками называются истории о реальном столкновении с потусторонним миром, произошедшими с самим рассказчиком или его знакомыми. Быличка – один из интересных (и немного пугающих) образчиков нашей культуры, и каждый из нас обязательно хотя бы раз в жизни слышал или даже сам рассказывал её.
    ~
    ~
    Пять фактов о сборнике «Приходи вчера. Жуткие былички»

    1. Быличками в отечественном фольклоре называются истории о реальном столкновении с потусторонним миром, произошедшими с самим рассказчиком или его знакомыми. Быличка – один из интересных (и немного пугающих) образчиков нашей культуры, и каждый из нас обязательно хотя бы раз в жизни слышал или даже сам рассказывал её. Непредсказуемо и неизбежно каждый из нас однажды стал или станет героем истории, которую можно отнести к быличкам.

    2. Многие былички, при всей своей уникальности, с указанием конкретного места и реальных действующих лиц, были услышаны мной, с небольшой вариацией, в совершенно разных деревнях и городках, расположенных очень далеко друг от друга, от людей, между собой не знакомых. Однако упоминаемые детали придавали этим быличкам правдивость, так что будем считать, что это действительно просто совпадение. Просто нечистая сила ведёт себя одинаково с разными людьми и в разных местах, так что, выучив правила, можно избежать беды.

    3. Быличка только намекает, никогда не даёт оценку происходящим событиям и действующим лицам. И вопросы она задаёт, на которые невозможно ответить. Но при всей этой неопределённости слушатель всегда сам догадывается, о чём идёт речь. Особенность быличек в том, что они произошли на самом деле с рассказчиком, и он убеждён, что столкнулся именно с потусторонним миром. А вот слушатель волен соглашаться с реальностью произошедшего или подвергать сомнению, находя ему рациональное и отнюдь не мистическое объяснение. Или не находить...

    4. Сборник вобрал в себя не только новые истории, но и некоторые былички из других книг Анцыбаловского треугольника, те, которые особенно близки мне самой и даже имеют жутковатое продолжение после публикации («Кристиночка», к примеру, из их числа). А среди новых историй – несколько быличек, которые передаются в нашей семье из поколения в поколение, поскольку действующие лица – наши родственники. Я практически даже не меняла имена. Тем удивительнее для меня было читать похожие истории в сборниках деревенского фольклора русских этнографов 1860-1890-х годов, что возвращает нас к пункту 2.

    5. «Приходи вчера!» – один из самых известных заговоров от болезней, вызванных порчей, от лихорадок и трясовиц, и вообще от нечистой силы. Если кто-то неизвестный зовёт тебя по имени, просит впустить в дом, делает это в неурочное время, в неправильном месте, и вызывает подозрение, нужно было не откликаться и не открывать, а хотя бы мысленно сказать: «Приходи вчера!» Перевёртыш, обманное приглашение, на самом деле приглашением не являющееся – чтобы нечистая сила не разозлилась, не сразу поняла, что её перехитрили.


    ~
    Прочитав внушительный список мест, где были услышаны или произошли былички, взятые за основу историй из сборника «Приходи вчера. Жуткие былички», многие читатели хотят конкретики: какая именно быличка в каком именно месте произошла, где именно была услышана? Вот, мол, упомянуты в благодарностях моя область, мой город – назовите и быличку!
    Как вы помните, все былички рассказаны автору на условиях анонимности. Иначе к каждой истории была бы приписка наподобие: «основана на рассказе Лоскатухина Евгения Петровича, деревня Анцыбаловка, и на событиях, произошедших с жителями деревни Зелёново Н-ского района НН-ской области».
    К тому же, как это ни удивительно, между собой очень похожи некоторые былички, рассказанные совершенно разными, незнакомыми между собой, людьми про события, по их словам, происходившие в местах, отдалённых друг от друга на тысячи километров, и в абсолютно разное время. Так что одна история из сборника может содержать в себе детали событий, происходивших и в Тверской, и в Иркутской областях, но при этом основная канва будет строиться на быличке из Брянской области.
    Только если быличка основана на семейной истории автора, то указание на это вы можете встретить в соцсетях писательницы Татьяны Мастрюковой. Иногда даже с фотографиями с места событий:




    Улица комсомольца Б. Самарина, Нижний Новгород
    – названа в честь моего дедушки. В сборнике
    «Приходи вчера:
    Жуткие былички»
    есть быличка, связанная с ним.

    Иллюстрация Юлии Тар к быличке Татьяны Мастрюковой «Колхозная кукуруза» и реальная фотография, где изображён тот самый велосипед, та самая деревня, то самое лето...
    Мне понадобилось много лет, чтобы начать есть кукурузу, просто наслаждаясь вкусом и не вспоминая про случаи на кукурузных полях, рассказанные близкими мне людьми.
    Кстати, и история про кукурузное поле из «Радио "Морок"» совершенно не придуманная, самая настоящая быличка.
    ~
    «Похороны мух» – необычная быличка. И в сборнике «Приходи вчера. Жуткие былички» Татьяны Мастрюковой стоит особняком.
    Осенний обряд, в котором для мух, тараканов и прочих зловредных насекомых устраивают похороны, чтобы прекратили надоедать людям, померли наконец.
    Осенью мухи особенно злые, жалят до крови. Обманывают их пышными похоронами, сладкими речами, выманивают из дыр и щелей, где насекомые прячутся, хитростью заманивают в гробики из огурцов и моркови.
    Вот и беса-икотку, которого обычно и представляли в образе мухи, выманивают деревенские жители из одержимой девочки-кликуши. А мы читаем её монолог. Как это выглядит изнутри, со стороны одержимой. Что чувствует она, когда сидит в ней икотка, что не желает убираться прочь.
    И как прорывается сквозь голос несчастной кликуши сидящий в ней бес, как мучает её, цепляясь всеми своими лапками, противится всеми силами...
    Это ужасное душевное состояние, на грани безумия, и описываемая ситуация не читается легко, как и нелегко переживается героиней.
    Что-то подобное могла бы рассказать во время приступа одержимости Палашкой девочка Алина из «Кошачьей головы»...
    А автор особенно гордится, как удалось описать ощущения, бывающие при остром приступе мигрени...
    ~


    Как выглядели бы товары для вашего дома,
    которые помогут вам избавиться от нечисти!

    Придверный коврик, табличка на дверь и духи для первого свидания...

    Добро пожаловать... вчера!


    татьяна мастрюкова

    КОШАЧЬЯ ГОЛОВА

    Кого мы заклинаем, икая и приговаривая знакомое с детства «Икота, икота, иди на Федота»?
    Егор никогда об этом не задумывался, пока икота не вселилась в его старшую сестру. Теперь Алина говорит чужим голосом и называет себя Палашкой.
    Психоз? Раздвоение личности? Но ведь обычное психическое заболевание не даёт способность знать чужие секреты и насылать несчастье другим людям.
    Вся надежда теперь на знахарку из деревни Никоноровка, где издавна отчитывают одержимых и… знаются с нечистой силой.

    ~
    Пять фактов о книге «Кошачья голова»

    1. Деревня Никонóровка, куда едут герои «Кошачьей головы», упоминается во всех предыдущих книгах Татьяны Мастрюковой, но конкретное название и занятия местных жителей прямо указаны в «Болотнице» и «Радио "Морок"». Евгений Петрович Лоскатухин специально ездил сюда, чтобы потом, спустя годы, девочка Вика смогла найти на яблоне спасение.

    Из дневника Лоскатухина:
    Ездил в Никоноровку к бабке-ведухе за ладанкой. Закопал под яблоней на июльскую луну. В деревне только про совсем нехороших, опасных для других людей говорят «ведунья» или «колдун». Кто вреда соседям не делает, законы соблюдает, того кличут «знающим». Так вот, знающих нет у нас, не нашёл.
    © «Болотница» Татьяна Мастрюкова

    ‒ А ещё Дмитрий Афанасьевич говорил, что в Никоноровке с незапамятных времён живут знахарки какие-то, лекарки, — задумчиво глядя на погасший экран телефона и ни к кому конкретно не обращаясь, сказала мама.
    © «Радио "Морок"» Татьяна Мастрюкова

    2. Кликýшество, оно же одержимость, оно же порча, в начале прошлого века было очень широко распространено в Московской, Смоленской, Тульской, Новгородской и Вологодской губерниях. На севере России и в Сибири почти в каждой деревне бытовала особая форма кликушества – икóтка. Удивительно, но это явление было совершенно бытовым, обычной частью народной жизни. Сейчас, к счастью, подобное состояние хоть и встречается, но очень редко и территориально ограниченно. Воспоминание об этом осталось в нашей культуре только всем с детства известной присказкой при икании: «Икота, икота, иди на Федота…», присказкой, уже утратившей статус заговора.

    3. История, которую сейчас повзрослевший Егор рассказывает о себе двенадцатилетнем, произошла на несколько лет раньше, чем Вичка с семьёй въедет в Анцыбаловку («Болотница»), ещё раньше, чем Настя со своей тётей затеет сеанс вызова духа («Приоткрытая дверь»), и гораздо раньше, чем три подружки отправятся в деревню на зимние каникулы («Тихие гости/Скрип калитки»), а одна семья – на весенние («Радио "Морок"»).

    4. Фольклорные персонажи, упомянутые в «Кошачьей голове», такие как кáженник, икотка или ичéтик, почти неизвестные теперь, в конце позапрошлого-начале прошлого веков были знакомы каждому. К примеру, у поэта Константина Бальмонта про каженника даже есть стихотворение.
    Они никуда не исчезли, эти персонажи, они продолжают существовать. Может, мы просто не обращаем на них внимание?

    5. Во время написания книги несколько человек, никак не связанных друг с другом и даже незнакомых между собой, радостно сообщили автору, что знают точное расположение Анцыбаловского треугольника, потому что узнали места. Только вот каждый назвал место, которое даже не соседствует не только с книжным Анцыбаловским треугольником, но и с Анцыбаловскими треугольниками других «точно узнавших местность». Таким образом получается, что каждый из нас хотя бы раз побывал в Анцыбаловском треугольнике. А в «Кошачьей голове» после этого появились уточняющие детали, которые сообщили просвой Анцыбаловский треугольник очевидцы.
    ~
    Искреннее удивление некоторых читателей, очевидно, никогда не имевших счастье ездить в поездах дальнего следования [здесь нет иронии, на поезде очень здорово ездить!], вызывает отсутствие линий электропередач вдоль железнодорожных путей у платформы Никоноровка.
    Расскажем немного о поездах и железной дороге. Наша страна обширная, территории бывают труднодоступные. Но даже там живут люди и даже туда проведены железнодорожные пути (некоторые ещё при Николае I). Рельсы и шпалы. Но не линии электропередач.
    Электрички применяются исключительно для пригородных маршрутов и без электричества ездить не могут. Собственно, в «Кошачьей голове» про электрички речи и не идёт.
    Поезда дальнего следования тянут дизель-электрические тепловозы, использующие дизельное топливо, когда поезд двигается по неэлектрофицированному участку железной дороги. А если при этом нет мощного генератора где-то в составе поезда, дополнительную энергию на обогрев вагонов получают химическим образом — просто сжигая дрова и уголь. Вот так вот, до сих пор, и не только в нашей стране, кстати.
    Ну, а насчёт внезапной одинокой раскрошенной бетонной платформы среди бескрайних полей или стоящего стеной леса даже странно сомневаться. Такие платформы, бывает, что заброшенные, существуют и по пути следования электричек.

    © Брянское захолустье | Фотоархив Брянского края
    остановочный пункт Паниковка, Почепский район, Брянская область

    ~
    Как вы знаете, меня в первую очередь интересуют персонажи нашего фольклора, прочно вошедшие в нашу культуру, в наш культурный код, так что мы до сих пор сталкиваемся с этими явлениями, но одновременно с этим будто бы совершенно не знаем их.

    К таким персонажам относится икотка, она же кликушество, она же бесоодержимость. Мы с детства говорим, икая: «Икота, икота, иди на Федота, с Федота на Якова, с Якова – на всякого». Так вот, это реальный заговор от икотки-одержимости.

    Считается, что икотку на человека может создать и напустить колдун, как по чьей-то просьбе, так и по наущению нечистого, и передаётся эта порча через еду, питьё, вещи или насекомых. Тот, в кого подселилась икотка (то есть самый настоящий бес), начинал страдать изматывающими приступами, говорить не своим голосом, от лица беса, бояться священных религиозных символов и почему-то некоторых обыденных предметов и животных (например, замечалось непереносимость табака и резкая реакция на рыбу). Одержимым приписывали способность читать мысли, предсказывать будущее, ясновидение, но при этом жертвы порчи очень сильно страдали.

    По народным представлениям, доктор вылечить порчу никак не может, да и не всякий знахарь способен изгнать беса, разве что на какое-то время «заглушить».

    Таким образом стать одержимым довольно легко, а вот избавиться от насланной порчи – практически невозможно. Разве что передать кому-то другому… Икота, икота, иди на Федота…

    И чтобы вы знали: и в наше время есть официально задокументированные случаи икотки…

    ~
    Сообщество Terra incognita. Фэнтези-книги от "Росмэн"
    выложило ПЕРВУЮ ГЛАВУ НОВЕЙШЕЙ КНИГИ ТАТЬЯНЫ МАСТРЮКОВОЙ «КОШАЧЬЯ ГОЛОВА»

    Грядёт в октябре 2022 «Кошачья голова»!

    Кого мы заклинаем, приговаривая знакомое с детства «Икота, икота, иди на Федота»? Егор об этом не задумывался, пока в его старшую сестру Алину не вселилась… икота. Как же изгнать жуткую сущность? Может быть, поможет знахарка из деревни Никоноровка? Пока Алина избавляется от икотки, Егору в деревне и баек понарасскажут, и с местной нечистью познакомят… Только успевай делать ноги. Да поменьше оглядывайся назад, а то ведь догонят!
    ПЕРВАЯ ГЛАВА «КОШАЧЬЕЙ ГОЛОВЫ»!
    ~
    Икотка, кликушество, бесноватость – довольно жуткое явление, которое относят к психическим заболеваниям, но при этом традиционно лечат знахари и экзорцисты. Психиатр Николай Васильевич Краинский в 1900 году выпустил труд, посвящённый этому явлению, где с удивлением отмечал у кликуш случаи ясновидения и стойкое сопротивление гипнозу, и вполне себе хорошее физическое здоровье.
    Я лично общалась с женщиной, которая, как я сейчас понимаю, страдала икоткой. Тогда мне просто было жутко наблюдать за приступом, который сражал этого милого, добродушного человека, мать семейства.
    Изначально я знала, что история произойдёт раньше, чем Вичка с семьёй въедет в Анцыбаловку, ещё раньше, чем Настя со своей тётей затеет сеанс вызова духа, и гораздо раньше, чем три подружки отправятся в деревню на зимние каникулы, а одна семья – на весенние. Я знала, что будет одержимая икоткой девочка.
    Чего я не знала, когда начала писать самую первую сцену – это что главным героем будет мальчик. Но именно в этой первой сцене пришёл мальчик и начал свой рассказ. О том, что произошло с ним четыре года назад. И ему до сих пор тревожно. Потому что неизвестно, как закончится эта история – хорошо или плохо. Он надеется, что всё-таки хорошо. Но боится, что, может быть, надеется напрасно.
    «А пока всё нормально. Как обычно. Как было раньше, совсем раньше»

    «Кошачья голова» отправилась в издательство. Теперь слово за редакторами
    ~
    Совсем недавно меня осенило, потому что раньше я этого не замечала. А тут вдруг – бац! – как глаза открылись.
    Когда смотришь на карту местности, в которой происходят действия всех моих книг… Так, уточним :-) Когда я̀ смотрю на эту карту, потому что она существует, эта конкретная местность, и я с картой сверяюсь, описывая те или иные события или передвижения героев. И пока никто, кроме меня, эту карту не видел. Но уж поверьте мне на слово :-)
    Итак, если посмотреть на расположение деревень на карте местности, в которой так или иначе происходят события всех моих книг, то очень чётко прослеживается геометрическая фигура, которая испокон веков имеет большое значение в мистике и всякой аномальщине. Треугольник. С вершиной в Анцыбаловке, так что его вполне можно назвать «Анцыбаловским треугольником».
    Если кто попал в этот Анцыбаловский треугольник, оттуда уже не выйдет. Или выйдет совсем не таким и не тем, каким заходил в него.
    Самое интересное, что местность эта совершенно обыкновенная, ничем на географических и дорожных картах не выделяющаяся. Вполне возможно, что таких треугольников по нашей стране раскидано видимо-невидимо. И некоторые из вас там побывали не только посредством чтения моих книг...

    ТАТЬЯНА МАСТРЮКОВА

    РАДИО "МОРОК"

    Семейное автопутешествие в весенние каникулы заканчивается, не успев начаться. Папа остаётся чинить машину, а мама с двумя дочками принимает помощь доброжелательного местного жителя. Всё ещё может пойти по плану, но почему-то помощь оборачивается помехами, а добродушие деревенских на самом деле таит в себе что-то очень опасное. Похоже, реальность совсем не такая, какой видится. Понимают это только девочки, но смогут ли они противостоять этому странному миру и вернуться домой?
    ~
    ~
    ~
    ЧТО ЧИТАТЬ НА HALLOWEEN? Лучшая книга, чтобы как следует испугаться!
    Вышла долгожданная новинка от самого пугающего автора издательства Росмэн - "Радио Морок" Татьяны Мастрюковой! В видео мы пообщались с писательницей, расспросили ее о новой истории, а еще просто отлично провели время =) Хотите настроиться на самый жжжуткий праздник? Смотрите это видео!
    ЧТО ЧИТАТЬ НА HALLOWEEN? РАДИО "МОРОК"! Лучшая книга, чтобы как следует испугаться!
    «Поедем в безумное автопутешествие», – пошутил папа. Как накаркал! И теперь сам он неизвестно где вместе со сломанным автомобилем, а мама, Инка и Леся – в странной, словно вымершей, деревушке, где все густо заросло сорняками и покрылось мхом. В высокой траве кишмя кишат жабы размером с кошку, а возле каждой калитки дежурят загадочные, похожие на огородные пугала, фигуры с пустыми лицами. Здесь нет интернета, телевизора и телефона, зато ловится радио. Старый приемник весь день бормочет на разные голоса, рассказывает истории одна страшнее другой, дурманит, манит, морочит. Ох, что-то будет ночью?
    ~
    НАСТУПИЛО ВРЕМЯ
    КНИГИ
    ТАТЬЯНЫ МАСТРЮКОВОЙ
    «РАДИО "МОРОК"»


    Значит, смотрите, читать книгу можно дома, но свет не выключать. Одним тоже лучше не оставаться.
    Читать вслух можно, но очень аккуратно.
    Да, ещё важный момент, не слушайте радио. Вообще.
    Не надо. А то если вы услышите оттуда свой голос, то….

    В общем, мы вас предупредили, собирайтесь в новое путешествие и ни о чем не беспокойтесь ;-)

    На картинке, без одной маленькой детали ;-), реальная обложка журнала «Радио» № 10 за 1974 год. На обложке радиоспортсмены во время охоты на лис, то есть спортивной радиопеленгации.
    Они запеленговали «Радио "Морок"»!
    Слушаем эфир. Внимательно слушаем эфир. И вы не пропустите эту новость, эту «лису».
    ~
    Сообщество Terra incognita. Фэнтези-книги от "Росмэн"
    выложило ПЕРВУЮ ГЛАВУ НОВЕЙШЕЙ КНИГИ ТАТЬЯНЫ МАСТРЮКОВОЙ «РАДИО «МОРОК»

    «Поедем в безумное автопутешествие», – пошутил папа. Как накаркал! И теперь сам он неизвестно где вместе со сломанным автомобилем, а мама, Инка и Леся – в странной, словно вымершей, деревушке, где все густо заросло сорняками и покрылось мхом. В высокой траве кишмя кишат жабы размером с кошку, а возле каждой калитки дежурят загадочные, похожие на огородные пугала, фигуры с пустыми лицами. Здесь нет интернета, телевизора и телефона, зато ловится радио. Старый приемник весь день бормочет на разные голоса, рассказывает истории одна страшнее другой, дурманит, манит, морочит. Ох, что-то будет ночью?
    ПЕРВАЯ ГЛАВА «РАДИО «МОРОК»!
    ~
    Как бы ни говорили, что книгу нельзя оценивать по обложке, а всё же она играет большую роль. Здесь часто работает принцип «встречают по одёжке». Здесь обложка может так дополнить историю, что она превращается в шедевр. И наоборот.

    Поэтому особенная любовь и благодарность за оформление моих книг художественной редакции издательства РОСМЭН и отдельно Ольге Закис и Юлии Тар.

    С Юлией наше знакомство началось с «Тихих гостей». Здесь изначальное название «Скрип калитки» уже подразумевало центральное изображение на обложке, как и сезон, в который происходило действие, позволял предположить цветовую гамму.

    С «Радио «Морок» всё было иначе.
    Мне самой трудно было представить, в каких тонах должна быть обложка, чтобы передать одновременно весну, которая ассоциируется у нас с расцветом и теплом, и жутковатую историю, которая совсем не позитивная и тёплая. Поэтому в этот раз я с нетерпением ждала, как же увидит «Радио «Морок» художница.

    Как вы понимаете, я доверяю издательству «Росмэн» и ни разу не было, чтобы результат меня, как автора, разочаровал. У Юлии я видела другие работы, не только связанные с книгами, и мне они нравятся.
    Так что ожидание было волнующим, но приятным.

    И вот, наконец, она – обложка.
    Радио «Морок» — эта история про весеннее семейное автопутешествие пришла мне в голову во время семейного автопутешествия. Когда мы из-за пандемии не смогли совершить обычную для нас поездку по маленьким городкам и деревенькам, я начала писать книгу.

    И Юлии удалось передать атмосферу истории, из-за которой контекстная реклама предлагала мне адвокатов по уголовным делам, из-за которой я боюсь медведей, из-за которой моё семейство с подозрением относится к лифтам, из-за которой я целую ночь переживала, случайно поставив себя на место одной из героинь, и из-за которой плакала моя старшая дочь, потому что ей стало страшно.

    ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КНИГИ

    Мы очень любим путешествовать на машине по разным нашим городам, деревням и прочим достопримечательностям.
    Поэтому задумка хоррорной истории про семейное автопутешествие у меня возникла давно, и я предвкушала, что буду наконец-то записывать прямо по ходу действия. Потому что я, как это часто бывает у писателей, никогда не упускаю возможность даже во время любования прекрасным видом предположить: «А что, если прямо сейчас из-за этого роскошного цветущего куста сирени выскочит бешеный пёс-оборотень? Смогу ли я от него убежать?»

    Есть только одна загвоздка: когда пишешь ужастик, где главные герои – реальные люди, которые читают книгу по мере написания, и узнают себя и друг друга, и некоторые ситуации, тоже с ними реально происходившие, то ты, как автор, в какой-то момент начинаешь понимать, что никак не хотел бы, чтобы эти реальные люди попали в эту жуткую ситуацию, в которую ты их бросаешь в книге. И вроде ясно, что это всё равно не они-они, а герои книги. И они, как читатели, и вообще гипотетический читатель ждёт, чтобы было жутковато (но не до смерти). А ты сидишь и борешься с порывом спасти персонажей, потому что их жалко.
    Но всё равно делаешь свой обычный неоднозначный (на самом деле совершенно однозначный) конец. Так что какая разница, будешь ли ты их оберегать прямо сейчас, если это ужастик, и спасения им всё равно нет.

    И вот подумала я: а не написать ли мне историю про трусоватую мать, от которой зависит жизнь детей-подростков, а она умеет водить, и надо прямо сейчас сесть за руль и поехать, а она в стрессе, с нервной мигренью, ей физически плохо, зрение упало, и она всё забыла со страху, и вообще это старая советская машина на механике. «Дети, давайте мы убежим пешком?»

    Хорошая история, подумала я. Я даже знаю, что испытывает такая мать на самом деле!

    Осталось только дождаться тёплых деньков, каникул, и поехать…

    Но тут грянула пандемия, и вместо расширенной программы нам удалось урвать только маленький кусочек послабления, и не весной, а летом. Зато какой!
    Хотя я и записала уже основную канву, базируясь на своих воспоминаниях (ну, как обычно), маленькое семейное автопутешествие подарило мне буквально букет замечательных фольклорных ужастиков, рассказанных чуть ли не от первого лица жителями маленьких городков и посёлков, обрадованных общением с живыми людьми. То, что я пишу хорроры, они, к слову, не знали. Но на ловца и зверь бежит.
    Но я теперь боюсь медведей, а моё семейство с подозрением относится к лифтам.

    И ещё была бессонная ночь из-за слишком сильного сопереживания одному из персонажей. Автор внезапно забыла, что это не происходит на самом деле прямо сейчас. И что вообще действующие лица по большей части плод авторского воображения.
    И так переживала, так искала выход из ситуации, что контекстная реклама потом несколько недель предлагала мне услуги адвокатов по уголовным делам.

    Итак, история эта будет происходить прямо сейчас.
    Именно в конце апреля будут весенние просёлочные дороги, не та деревня, в которую направлялись две сестры с родителями. Реальные две сестры. У них есть возможность подтвердить, что в этой ситуации они поведут себя именно так, а не иначе. Но лучше бы никому в такой ситуации не оказываться.
    Не то семейное путешествие, которое планировалось. И радиостанция, которая передаёт странные истории.
    Папа остаётся чинить машину, а мама с двумя дочками воспользуется помощью местных жителей. Вроде бы доброжелательных...

    Добро пожаловать в фолк-хоррор!
    И мой совет: опасайтесь неопознанных радиостанций.
    ~
    КНИЖНЫЕ НОВИНКИ ВТОРОГО ПОЛУГОДИЯ 2021: что ждать от Росмэн? Рассказывает Юля Books Around Me
    В октябре в издательстве РОСМЭН выходит фолк-хоррор Татьяны Мастрюковой "Радио "Морок"

    Семейное автопутешествие в весенние каникулы заканчивается, не успев начаться. Папа остаётся чинить машину, а мама с двумя дочками принимает помощь доброжелательного местного жителя. Всё ещё может пойти по плану, но почему-то помощь оборачивается помехами, а добродушие деревенских на самом деле таит в себе что-то очень опасное. Похоже, реальность совсем не такая, какой видится. Понимают это только девочки, но смогут ли они противостоять этому странному миру и вернуться домой?
    КНИЖНЫЕ НОВИНКИ ВТОРОГО ПОЛУГОДИЯ 2021: что ждать от Росмэн? Рассказывает Юля Books Around Me
    ~
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЛОЖКИ НОВОЙ КНИГИ ТАТЬЯНЫ МАСТРЮКОВОЙ!

    В октябре 2021 года выходит новый фолк-хоррор от известной писательницы.

    РОСМЭН: Новинки, обложки
    ~
    КАКИЕ КНИГИ ВЫЙДУТ У РОСМЭН В 2021 ГОДУ? Книжные планы до конца года!
    ПРО НОВУЮ КНИГУ ТАТЬЯНЫ МАСТРЮКОВОЙ!
    Издательство РОСМЭН
    Опубликовано: 20 марта 2021 г.

    Вы спрашивали про новую книгу Татьяны Мастрюковой.
    Она выйдет ориентировочно в октябре этого года.
    Рабочее название "Жабалáкня".
    Это будут весенние каникулы, просёлочные дороги, не та деревня, в которую направлялись две сестры с родителями. Не то семейное путешествие, которое планировалось. И радиостанция, которая передаёт странные истории.
    Папа остаётся чинить машину, а мама с двумя дочками воспользуется помощью местных жителей. Вроде бы доброжелательных...
    Рукопись книги совсем скоро отправится в издательство.

    ПРО НОВУЮ КНИГУ ТАТЬЯНЫ МАСТРЮКОВОЙ!
    ~
    ПРИЕХАЛА ОДНАЖДЫ В ИЗДАТЕЛЬСТВО ТАТЬЯНА МАСТРЮКОВА... интервью о новой книге! Экзамен автору!
    Издательство РОСМЭН
    Опубликовано: 20 февраля 2021 г.
    Вы знаете, она только книги страшные пишет - а сама милая, улыбчивая, с чувством юмора)))) В этом видео узнаем подробности ЧЕТВЕРТОЙ книги Татьяны Мастрюковой: сюжет? Что натолкнуло на идею? Чего нам ждать? А еще мы провели автору экзамен на знание ее книг! Прошла ли она его?! Смотрите видео!
    ПРИЕХАЛА ОДНАЖДЫ В ИЗДАТЕЛЬСТВО ТАТЬЯНА МАСТРЮКОВА... интервью о новой книге! Экзамен автору!

    ТАТЬЯНА МАСТРЮКОВА

    ТИХИЕ ГОСТИ/СКРИП КАЛИТКИ

    Не скрипнет калитка, не залает пёс, не завьётся приветливо дым из печной трубы. Только хруст снега под ногами нарушает зимнюю тишину деревеньки. Три подружки совсем не так представляли себе зимние каникулы на даче. Всё выглядит совсем иначе, не как летом: и дом, и деревня, и соседи… И может быть рассказанные у жаркой печи страшные истории – совсем не выдумка…
    Я помню это безумное зимнее путешествие. Печь, которую сначала не могли разогреть, и которая потом спалила наши вещи. Чужого пса и обезлюдевшую деревню, совершенно непохожую на себя летом. И соседи… Соседи, на которых надеешься, потому что давно их знаешь (вроде бы знаешь), а они какие-то совсем другие зимой… И жуткий треск заваленного снегом леса. И как река подо льдом ворочается и утробно рычит, и как в тёмной воде мелькают тени, которых вроде бы и не должно быть.

    Немного новый формат истории, где три равноценных героини, хотя повествование ведётся от лица только одной из них. И конец однозначный. Я думаю, что однозначный. Я считаю, что все поймут одинаково, как закончилась книга. История-то, конечно, продолжается.
    Здесь сойдутся все герои предыдущих книг. Почти все. Ну, как сойдутся – они и так вместе, в одной вселенной, навсегда связаны приоткрывшейся дверью.
    Осознала, что во всех моих книгах есть герои-мертвецы. Они принимают деятельное участие в сюжете. И, скорее всего, даже не осознают до конца, или вообще не осознают, что уже мертвы. Довольно печально.

    Для тех, кто читал предыдущие книги и бывал на встречах со мной, в том числе онлайн, есть по ходу действия маячки, которыми я передаю вам приветы. Мне очень интересно, все ли вы их найдёте. Знайте, что я думаю о вас, помню вас, ваши вопросы, ваш интерес и ваши предложения и предположения, которые порой в корне меняют для меня самой всю картину.

    Будет ли страшно? Мне тогда было и страшновато, и неуютно. Я опять открывала карту и смотрела на места, где не была больше двадцати лет. Они, конечно, изменились. Но неизменен залив, неизменна дорога, связующая деревеньки, всё так же лес обступает прототип Зелёново…

    ШИЛИХАНОВО (о прототипах)
    ~
    Пока редактор не указала мне на слишком уж подробное описание дороги в Шилиханово, с этими поездами, пересадками, автобусом, куда свернуть, где сойти, сколько минут идти, я даже и не подозревала, насколько ярко стоит у меня перед глазами прототип этой деревни. Зачем я подробно рассказывала про этот путь, если вовсе не собираюсь туда возвращаться?

    Получается, что «Тихие гости» связали воедино все локации.
    Я могла бы показать вам это место, но не стану. И описание, как доехать, тоже сократила до минимума.

    С написания «Болотницы» я открывала карту и смотрела, сколько времени займёт поход пешком от Анцыбаловки до Зелёново, а от Зелёново до Шилиханово (тогда я называла деревню её настоящим именем), строила маршруты, удивлялась, как всё сейчас там перестроено. Но неизменен мост, дорога между деревнями, лес, залив, кладбище на обрыве.

    Нашла фотографию этого погоста у какого-то путешественника. Там всё заросло пуще прежнего.

    Про Шишикино ещё Евгений Лоскатухин писал в своём дневнике. Вичка скользнула глазами и пропустила мимо. Что ей, собственно, до зимней нечисти!

    А этот автобус? Мне всегда казалось, что ездят в нём одни и те же личности в любой время года. Может, так оно и было. Однажды из-за этого мы с подружками даже сошли на пару остановок раньше, лишь бы не ехать со странными бабульками. Тащились по солнцепёку с сумками сорок минут до своей деревни (Шилиханово, да), но ни разу не пожалели. Уж больно странные старушки были…

    Вичка тоже обратила на них внимание, кстати. И Аня с Соней и Лерой.
    Очень много говорящих названий. Совершенно не случайных.
    Пушкин там вероятнее всего действительно бывал. Во всяком случае, местные убеждены, что определённо мог заехать. Ну, почему бы и нет? Летом, в ныне несуществующую барскую усадьбу. От неё вообще ничего не сохранилось, кроме кладбища.

    Кстати, вот вам удивительная вещь: на странице 222 «Тихих гостей» — та самая байка, мотив которой подсказала мне дочь. Байка записанная и потом произошедшая с нами двумя. И превратившаяся таким образом из байки в быличку. Двери надо держать закрытыми. И не на всякий стук откликаться.

    А вы всех персонажей из «Болотницы» и «Приоткрытой двери» опознали?
    Есть одна деталь, которую если добавить, то она абсолютно меняет весь конец. Смысл в том, что и сейчас я могу вам сказать про неё, и уже конец будет другим, и история тоже. Но меня просили так не делать, и я пообещала молчать. Дать шанс. Но я-то знаю…

    ~
    Прекрасная соседская старушка Анисимовна!
    Конечно, звали её не так. Но — удивительное дело! — мне даже не пришлось долго раздумывать над псевдонимом этой деревенской бабки. Он всплыл сам, и, надо сказать, очень сильно похож на настоящее имя.
    Все в деревне звали её по отчеству, и я, приезжая к подружке на дачу летом, даже первое время не знала: фамилия это, прозвище, отчество, и потому старалась не обращаться к соседке. Благо, она сама отлично всё про всех знала, и разговоры заводила первая.
    Летом, когда мы всегда были с кем-то из взрослых, Анисимовна, несмотря на свою не самую лучшую репутацию, была довольно безобидной соседкой. Особенно когда на подружкином участке топили баню))
    Те не самые приятные вещи, которые она нам, девчонкам, говорила, мы благополучно пропускали мимо ушей.
    Она действительно настоятельно убеждала меня пить из протухшего колодца, откуда брали воду для поливки огорода. Она действительно заманивала подружку к себе в дом под каким-то дурацким предлогом.
    Она оговаривала посадку растений, давала заведомо неверные советы, говорила гадости за спиной, нехорошо хитрила, и вообще слыла чуть ли не ведьмой. Но летом, повторюсь, мы вообще не обращали на это внимание.
    Да, собственно, нам и дела не было до соседской старушки с её завихрениями. Нам, например, казалась смешной ситуация, когда мы приносили из леса полную корзину грибов, Анисимовна, как специалист, объявляла их несъедобными, а потом преспокойно собирала выкинутые на компостную кучу наши грибы и уносила к себе домой варить суп или жарить)))
    Нам и в голову не могло прийти, что зимой, когда Анисимовна окажется практически единственным взрослым человеком, к которому мы можем обратиться за помощью, эти все странности вылезут совершенно с другой, далеко не безобидной стороны.
    То, что она сначала усыпит бдительность чем-то хорошим, а потом, причитая: «Что ж вас, детей, одних отпустили-то! Ой, пропадёте!», будет предпринимать попытки претворить свои «пророчества» в жизнь.
    Если я и сделала её таким инфернальным персонажем, то всего лишь довела все эти странности до логического конца

    ~
    Немного про святочные карточные игры
    Сергей Васильевич Максимов пишет в книге "Нечистая, неведомая и крестная сила" про святочные забавы деревенской молодёжи конца 19 века:
    Любимая игра — «хлюст», «мельники», «окуля» (окуля — дама бубен, она ничем не кроется и ничего не кроет).

    А вот как эта игра дошла до нашего времени, во всяком случае меня в детстве научили играть именно так, и именно под названием "Акулька". Я была уверена, что это производное от имени Акулина, и так зовут пиковую даму:
    «Ожидание горячего решили скрасить игрой в карты. С условием: кто проиграл, тот и открывает банку консервным ножом. А чтобы уж совсем было по воле слепого случая, выбрали для игры «Акульку».
    Не знаю, как играют другие, а мы выкидывали из колоды одну даму, только не пиковую, и раздавали рубашкой вверх все карты по очереди всем игрокам. С руки выкидывали все парные карты любой масти (валет с валетом, например, шестерка с шестеркой), а остальными играли. По кругу вслепую тянули у соседа карту. Если выпадала парная, сбрасывали, а пиковая дама (Акулька) всегда оставалась непарной. У кого она в итоге останется, тот и продул.»
    © «Тихие гости/Скрип калитки» Татьяна Мастрюкова
    ~

    ТАТЬЯНА МАСТРЮКОВА

    ПРИОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ

    Что-то странное творится в старом доме, где живёт Настя: сами собой пропадают вещи, хлопают двери, кто-то невидимый крадётся в темноте, наводит морок, дышит затхлой сыростью в лицо, тянется длинными, тонкими пальцами к шее... Только Настя понимает – всё это началось после того, как её родная и любимая тётка вообразила себя ведьмой. Пустив по неопытности в наш мир недобрые силы, она и сама стала кем? Это ещё надо понять. Настя лихорадочно ищет способы избавиться от нечисти. Но что она может изменить, если остальные члены семьи не верят ей и не видят в происходящем ничего необычного?
    «Приоткрытая дверь» – история, основанная на дневниковых записях и личных воспоминаниях.
    События её ни для кого не были секретом, и много раз рассказывались по горячим следам самым разным людям. Если бы они произошли не со мной, не при мне и не с моими знакомыми, я бы никогда в них не поверила. Но чем дальше книга писалась, тем больше становилось понятно — в реальность происходившего никто не поверит. А те, кто были непосредственными участниками и свидетелями, вполне возможно, не готовы стать героями книги.
    Все совпадения в книге не случайны, но герои и места носят вымышленные имена. Дом и квартира существуют, имеют действующий адрес, и уже совсем других жильцов. Возможно, кто-то из вас довольно часто проходит мимо, но кто глядит на вас из окон четвёртого этажа дома под номером 13?..

    Спустя много лет после случая с моей бабушкой, уже записав этот эпизод в книгу, я прочла в этнографическом исследовании мифологии русского Севера рассказ деревенской жительницы 1923 года рождения, полностью, вплоть до странных деталей, описывающий произошедшее у нас.

    У меня есть фотография «слепого» окна. Знаете, что самое странное? Если сейчас приехать и посмотреть на мой дом, то этого окна не существует. Гладкая стена. Я опросила всех своих родственников. Они все, не сговариваясь, утверждают, что окно было, и сильно удивляются, когда я показываю современный снимок без него. И помнят наш спор про занавески.

    Трещина в стене, откуда даже в самый прекрасный летний день несло затхлостью и холодом. Она не поддавалась никакому ремонту. А потом, после неких манипуляций, чертовщина в квартире затихла и – удивительное дело! – трещину легко удалось ликвидировать.

    Вы наверняка слышали похожие истории. Но не потому что я скопировала их. Просто это действительно происходит. И происходило неоднократно с разными людьми. И будет происходить где-то рядом. Главное, чтобы не слишком рядом с нами.

    Кстати, все интернет-ссылки в книге вымышленные, истории-былички в книге абсолютно уникальные.

    Те, кто мечтают попасть в Анцыбаловский треугольник, всегда могут посетить его. Вот же он!
    ~

    Прототипом прапрадедушки-«колдуна», дух которого пыталась вызвать при помощи спиритического сеанса тётя Люля из «Приоткрытой двери», стал мой собственный прадед, который при всём своём тяжёлом характере колдуном всё же не был, как бы там его потомки ни обзывали.
    Я тоже долгое время была введена в заблуждение, хотя подозревала правду.

    Он действительно жил недалеко от кладбища, в деревянном доме, которого сейчас не существует.
    Так вышло, что его фотографию я впервые в жизни увидела только спустя несколько лет после написания «Приоткрытой двери».

    Мастер-клепальщик, прадед серьезно пострадал на рабочем месте, лишившись одного глаза. Но это не останавливало его от любимого занятия - чтения.
    Погиб от голода во время Великой Отечественной войны.

    На него очень похожи все его дети и внуки. Характером, кстати, в некоторой степени тоже.

    ~
    Фильм НЕЧИСТЬ НЕ СПИТ, или В ПОИСКАХ ПРИОТКРЫТОЙ ДВЕРИ. 2019 год
    Доверив своё туристическое путешествие по Санкт-Петербургу таинственной карте из подросткового мистического триллера, смогут ли сёстры завершить его?..
    ________________________________________
    Фильм НЕЧИСТЬ НЕ СПИТ, или В ПОИСКАХ ПРИОТКРЫТОЙ ДВЕРИ. 2019 год
    Режиссер – Светлана Земскова при участии Татьяны Мирошник и Татьяны Мастрюковой
    Оператор – Светлана Земскова В ролях: Варвара Новожилова, Мелания Новожилова, Николай Новожилов
    По мотивам книги Татьяны Мастрюковой «Приоткрытая дверь»
    Фильм НЕЧИСТЬ НЕ СПИТ, или В ПОИСКАХ ПРИОТКРЫТОЙ ДВЕРИ. 2019 год
    Доверив своё туристическое путешествие по Санкт-Петербургу таинственной карте из подросткового мистического триллера, смогут ли сёстры завершить его?..
    ~
    Пять вещей, которые действительно напугают вас в "Приоткрытой двери"!

    Книга основана на реальных событиях. Если бы они произошли не со мной, не при мне и не с моими знакомыми, я бы никогда в них не поверила.

    Спустя много лет после случая с моей бабушкой, уже записав этот эпизод в книгу, я прочла в этнографическом исследовании мифологии русского Севера рассказ деревенской жительницы 1923 года рождения, полностью, вплоть до странных деталей, описывающий произошедшее у нас.

    У меня есть фотография «слепого» окна. Знаете, что самое странное? Если сейчас приехать и посмотреть на мой дом, то этого окна не существует. Гладкая стена. Я опросила всех своих родственников. Они все, не сговариваясь, утверждают, что окно было, и сильно удивляются, когда я показываю современный снимок без него. И помнят наш спор про занавески.

    Трещина в стене, откуда даже в самый прекрасный летний день несло затхлостью и холодом. Она не поддавалась никакому ремонту. А потом, после неких манипуляций, чертовщина в квартире затихла и – удивительное дело! – трещину легко удалось ликвидировать.

    Вы наверняка слышали похожие истории. Но не потому что я скопировала их. Просто это действительно происходит. И происходило неоднократно с разными людьми. И будет происходить где-то рядом. Главное, чтобы не слишком рядом с нами.

    ~
    С этим китайским серебряным колечком, которое появилось у меня классе в седьмом, и, кажется, пользовалось большой популярностью, потому как, по-моему, такое же было у всех моих одноклассниц, так вот с ним связана одна мистическая история, о которой я сразу вспоминаю, когда меня просят рассказать что-то такое эдакое из моей жизни.
    История произошла ещё в те времена, когда мы большой нашей семьёй жили в доме 13. Квартира наша не то, чтобы была нечистой, если понимать под этим то значение, что вкладывал в это слово Булгаков, однако что-то около того. Так вот однажды, вернувшись с работы, я пошла мыть руки в ванную, а колечко это положила на нижнюю полочку висящего на стене шкафчика. Он был вечно забит всякими баночками, скляночками, но местечко всегда можно было найти. Помыла руки, поворачиваюсь — кольца нет. Никто, кроме меня, в ванную не заходил, оно лежало надёжно, не с краю, что не помешало мне перешерстить всю полку и исследовать весь пол чуть ли не с лупой. Кольцо как в воду кануло. Я призвала на помощь племянника, но и его острый глаз оказался бессилен. Это было весьма огорчительно. Колечко я любила, и так глупо потерять его было обидно вдвойне.
    Шло время, и периодически я предпринимала попытки ещё раз всё обыскать, но тщетно. Прошёл год. За это время много чего изменилось, а самое большое изменение коснулось квартиры — начался капитальный ремонт. Когда дело дошло до ванной, я несказанно оживилась: теперь можно было снять плитку, и уж там-то!.. Там-то тоже не было кольца. И в снятом со стены шкафчике тоже не было. Что ж... значит, такова судьба.
    Закончился ремонт, шкафчик повесили обратно на то же место и даже успели почти так же забить банками, склянками, флаконами и прочими штучками. Однажды, вернувшись с работы, я вымыла в ванной руки, повернулась к шкафчику и... Оно лежало на том же месте, где я его оставила больше года назад. Моё серебряное колечко. Вот это вот — на снимке.
    Хотелось бы мне знать, где оно путешествовало всё это время!

    ~
    Если вы думаете, что на вызове духа прадеда мои эксперименты благоразумно закончились, то глубоко ошибаетесь. Казалось бы, ну поняли уже все, что это негодное дело. Но нет!
    Как раз накануне Святок мне, безбашенному подростку, в руки попала книжица, из тех, что в избытке плодились в смутное время 90-х, из тех, что листала Вичка на даче в Анцыбаловке, из тех, что попали в стопку на растопку уже на даче в Шилиханово. В общем, это был сборник гаданий на все случаи жизни. Точнее, конечно, на любовь и женихов. На самое главное, то есть.
    Бросаться сапогом за порог подъезда казалось мне делом идиотским, спрашивать в ночи имя у первого встречного мужчины – стрёмным, и я выбрала в итоге самый безобидный, как мне представлялось, вариант гадания – на сковороде. На вещий сон.
    Ну, что может быть замечательнее сна!
    Смысл гадания был следующий: надо было незаметно для всех окружающих засунуть перед сном под кровать сковороду, проговорить заклинание, и благополучно ложиться спать. Во сне жених как раз и должен был заявиться собственной персоной.
    Только вот подкладывать нужно было маме, говорить что-то типа «суженый-ряженый, приходи [напомаженный] к тёще на блины», и сон, соответственно, видеть тоже должна была мама.
    Но я думала, что так даже надёжнее. Мне снится что попало, а вот у мамы фантазия не такая воспалённая. Так что самое оно.
    Первая проблема состояла в том, чтобы незаметно умыкнуть с кухни сковородку. Мы жили в большой, но густо населённой квартире, по коридору обязательно кто-нибудь шастал, и непременно принялся бы задавать резонные вопросы: куда это я тащусь со сковородой на ночь глядя? Неужели я наконец-то буду готовить?!
    Уже время начинало поджимать, но всем, как нарочно, непременно нужно было толочься на кухне, чтобы то перекусить, то водички хлебнуть, то просто спросить, что я в одиночестве сижу с таким странным видом.
    В конце концов, уличив момент, я стащила проклятую сковородку и даже ловко припрятала её в коридоре поближе к родительской комнате. Благо среди остального барахла, сваленного в коридоре, сковорода и не особо-то выделялась.
    Следующим этапом надо было, чтобы родители покинули свою комнату. Как нарочно, начался какой-то интересный фильм по ТВ, но интересный для них, не для меня, что делало ожидание особенно утомительным. Совершенно бесполезное времяпрепровождение – вечером перед телевизором. Может быть, поэтому сейчас у меня телевизора нет.
    Бабушка несколько раз ненавязчиво (хотя несколько раз – это уже навязчиво, что я говорю?) намекнула, что пора бы мне на боковую. Пришлось тоже шататься по коридору и на кухню с деловым видом, будто мне больше всех надо.
    Но наконец-то родители поняли, что фильм не особо-то интересный, так что время сворачиваться.
    И вот, наконец, настал мой звёздный час! Ловко схватив сковородку, я мышью скользнула в родительскую комнату и, приговаривая заклинание (три раза), стала засовывать сковородку под кровать.
    Она не пролезала.
    Кто придумал такие низкие кровати и такие толстенные сковородки?!
    Ну всё было против меня, всё говорило: отнеси посуду на место и ложись спать, и смотри сны, с женихом или без, не важно. Это будет самое полезное, что можно только придумать!
    Но я же уже решила!
    В конце концов каким-то невероятным усилием воли удалось сунуть сковороду в нужное место. Как я её потом буду доставать, не поцарапала ли я мебель – всё это я оставила на потом. Как говорила Скарлет О'Хара: я подумаю об этом завтра.
    Радостная, я пошла таки спать.
    Но, как вы знаете, наша квартира была по-булгаковски нехорошей. И я вроде должна была это понимать и учитывать. Но отнеслась к этому факту халатно, за что и поплатилась.
    Утром квартиру огласили мамины вопли, квартира наполнилась гулом встревоженных домочадцев. И, надо сказать, я подозревала, кто [что] было тому причиной. Поэтому благоразумно прибежала не в числе первых.
    Правда, поздновато я включила благоразумие.
    Но тут уж ничего не поделаешь.
    Помните, что сковороду я запихнула с трудом, и она под кроватью даже застряла? Так вот каким-то непостижимым образом за ночь она ухитрилась полувыползти наружу. Точнее, высунуть ручку.
    И ничего не подозревавшая мама, решив встать с кровати, благополучно голой ногой на эту сковородную ручку и наступила.
    Сковорода при этом ухитрилась издать неимоверный грохот, мама испугалась и закричала, упав, к счастью, обратно на кровать. Папа, разбуженный дикими воплями жены и звуками падающих пушечных ядер (какие, оказывается, умеет издавать сковородка), вообразил самое худшее, тем более, что ничего внятного мама сказать не могла.
    Крики, грохот, безумие!
    Откуда здесь сковородка?!
    Когда выяснилось, в чём дело, все смеялись с таким облегчением, что мне даже не попало (а надо было бы).
    Самое обидное, что мама, едва наступив на что-то выползшее из-под кровати жуткое, твёрдое, холодное и, кажется, живое, мгновенно забыла обо всём на свете. И уж тем более о том, что ей снилось.
    Какой там сон, когда наяву творится шут знает что!
    Я, кстати, тоже свой тогдашний сон в связи с этими волнительными событиями напрочь забыла. Возможно, он был вещим. Но мы об этом никогда не узнаем.
    Гадание на сковороде? Вычёркиваем.

    А вот разговаривать с духом на карандашах очень даже получилось. Нёс он в основном полную околесицу, но потом стал отвечать вопросами на вопрос, и слишком уж складно. Больше я так не делала, и как гадать - не скажу. И вам советую не испытывать судьбу, и особенно беречь своих близких и родных.
    ~

    ТАТЬЯНА МАСТРЮКОВА

    БОЛОТНИЦА

    С Викой никогда ничего не происходит и произойти не может – она в этом твёрдо уверена.
    Вот и теперь самое страшное, что ей грозит, – это летний месяц в глухой деревеньке, в старом доме на самом краю леса, вдали от друзей и интернета. Только деревня какая-то странная – не отмечена ни на одной карте. За высокими заборами прячутся тихие, будто вымершие, избы. Во дворе Викиного дома в зарослях малины скрывается тёмный, бездонный колодец, из которого веет необъяснимым ужасом. А в глубине густого, зелёного леса затаилось болото, откуда по ночам в деревню приходит оно – или она? – и зовёт, и манит за собой. Кому по силам вырваться из её объятий?

    Вичка всегда мечтала, чтобы с ней произошло нечто совершенно необыкновенное. Но уж точно не одна из так обожаемых ею страшилок.

    А начиналось всё очень обычно. Большой любитель глухомани папа наконец нашёл идеальное, по его мнению, и ужасное по мнению дочери-подростка место: не указанную на картах, окружённую лесом, полупустую деревушку Анцыбаловку. Места здесь действительно красивые, лес нетронутый, и даже брошенные дома крепкие и чистые. Но папа-то уедет обратно в город по срочной работе, а Вика с мамой даже без телевизора. Из развлечений: старые журналы про страшноватую паранормальщину; ловля сотовой связи, взобравшись на яблоню; угрюмые местные пенсионеры; сорокаминутная прогулка до магазина через лес; изнуряющая жара. Скучища.

    Всё так бы и было, не приоткрой папа перед своим отъездом крышку заброшенного колодца. Это запускает череду незначительных на первый взгляд странностей, которые замечает одна Вика.

    А потом с мамой происходит что-то непонятное. За одну ночь она становится незнакомкой, которая лишь выглядит как мама, но ведёт себя пугающе и пахнет болотной затхлостью. Вика не может объяснить самой себе, почему боится находиться с собственной мамой в одном доме, зачем прячется от мамы, когда та ночью уходит в лес. Уходит насовсем.

    И не может помочь папа, которого успокоил кто-то с маминого отключенного телефона. И боятся помочь местные жители.

    Ведь Анцыбаловка – прóклятое место, построенное рядом с лесным языческим капищем на болоте, с мрачной историей убийств и самоубийств; отсюда болотная нечисть уводит в топь целые семьи вместе с домашними животными.

    Болотница, часть синопсиса
    ~
    Интересные факты книги "Болотница"
    • Как ни удивительно, но многие сцены и места действия книги имеют вполне реальную основу.
    • Будучи подростком, действительно однажды заблудилась в хорошо знакомом лесу, правда, не в одиночестве, а с подругой. Как бы мы друг друга не подбадривали, почти час хождения по одному и тому же месту кругами довольно сильно напугал. К лесной дороге, оказавшейся буквально в пятидесяти шагах, удалось выйти только после того, как я бессознательно скрутила из палочек и травы крест и воткнула в кочку, как ориентир.
    • Малолюдная дорожка через лес от одной деревни к другой тоже списана с натуры. В реальности по ней ещё дикие кабаны бегали.
    • Неожиданный мужчина, появившийся словно неоткуда в чаще леса, сделавший предупреждение и так же стремительно пропавший, тоже был на самом деле. Кто он и зачем настоятельно не рекомендовал ходить в сторону лесного озера, о существовании которого никто из группы собирателей грибов и не подозревал, до сих пор неизвестно. В любом случае, к его совету, хотя и удивившись, всё же прислушались.
    • И про Дрёму всё правда. Я её и сама побаиваюсь.
    • Спасибо друзьям и знакомым, которые с удовольствием делились быличками из своей дачной жизни. Мотивы этих пугавших их в детстве историй я с благодарностью использовала.
    • Опыт проживания в деревеньке вроде Анцыбаловки тоже есть, днём там замечательно, но ночью, правда, запираешься на все замки. И местные очень просто относятся к тому, что у кого-то вдруг сгорел дом, или зарубили топором насмерть всю семью. «Бывает, не повезло»
    • Заклинания и заговоры тоже настоящие (как утверждала рассказавшая о них бабушка), только, в целях безопасности, сильно сокращены и слегка изменены. Пользоваться ими не рекомендуется.
    • Временная петля, на самом деле, явление довольно частое в обыденной жизни. Уверена, что однажды наука это объяснит.
    • Места, где нет никакой связи, где не к кому обратиться, которые не указаны в Гугл-картах, и где при этом при всём шикарная природа, очень часто расположены совсем рядом с густонаселёнными и даже туристическими местами. Жить там совсем не страшно и даже здорово. Если, конечно, не случится что-то очень из ряда вон…
    • Местность и леса вдохновлены Тверской и Брянской областями, и заброшенными местами близ озера Байкал. Анцыбаловка может быть где угодно. Всегда для вас в доступности.
    • Птичьи ноги у антропоморфного персонажа встречаются довольно часто и у разных народов на разных континентах. Обычно это существо женского пола, и доверять ему нельзя, поскольку сущность его чрезвычайно двулична – щедрая и одновременно крайне жестокая.
    • Племянник Евгения Лоскатухина прямо сейчас уже сдаёт кому-то новому дачный домик в прелестном экологически чистом месте.
    ~
    Поскольку и деревня, и лесная дорога между населёнными пунктами описывалась с натуры, и знающими людьми легко были бы опознаны, я постаралась увести конкретику как можно дальше. В конце концов, предполагается, что события «Болотницы» могут произойти где угодно.
    У Анцыбаловки уже было конкретное название, я его точно знала, проверила в поисковиках и на картах. У ближайшей к Анцыбаловке «цивилизации» — имени не было. Хотя и одна, и другая деревни, которые изображены с натуры, имеют довольно распространённые названия, всё же их легко найти на карте. Погугли и тут же отыщутся. С вполне себе здравствующим населением.

    Тогда я стала искать предположительный населённый пункт рядом с Анцыбаловкой с подходящими параметрами, просто просматривая карту. Подвисла в Васюганских болотах, что выбило меня из поисков деревни на целый день, потому что вместо этого я изучала историю и легенды самого большого болота в мире. С трудом вернулась обратно из этих болот…

    И вдруг — бац! — идеальное место! И название достаточно редкое, с буквой Ё. Зелёново. Смотрю, кто там живёт, какая история. «Постоянное население по оценке на 2000 год в деревне отсутствовало» Серьёзно?! Это то, что надо! Смотрю вообще любые пункты по названию «Зелёново». Вторая попытка. «По данным переписи в 2002 году постоянного населения не было» Это уже не совпадение.

    Как создавалась деревня Зелёново
    ~
    С названием милой, проклятой деревеньки сразу никаких проблем не возникло. Я точно знала с самого начала — это Анцыбаловка.
    И совершенно точно знала, что на картах она не указана. Знала и всё.
    Но одно дело — пребывать в полной уверенности, потому что она, уверенность, у тебя просто так есть, и совсем другое — реальный факт.
    Не без некоторого трепета я стала искать на всех доступных мне картах населённый пункт под названием «Анцыбаловка».
    В конце концов, к примеру, Болотница — вполне себе распространённое название деревни и даже нескольких рек. Болотница есть и Новая, и Старая, и Русская, есть и насекомое, и трава.
    Анцыбаловка тоже есть.
    Только не на картах.
    Никто не хочет признаваться, что его деревенька названа в честь болотной нечисти, честно и прямо, предостерегая и отпугивая.
    Анцыбал/Анцыбалка — болотный чёрт, болотник.
    Образ болотного духа неопределённый и расплывчатый, а сведения о болотниках и болотницах немногочисленны.
    Как всякая нечистая сила, относится к человеку агрессивно, хитростью заманивает в болото с единственной целью – погубить.
    Честно и прямо.

    АНЦЫБАЛОВКА (история названия)
    АНЦЫБАЛОВКА®
    и все производные слова
    Использование товарного знака возможно только с разрешения правообладателя.
    Если Вам по какой-то причине важно использование слова Анцыбаловка,
    просьба обратиться к правообладателю