Я человек рационалистического склада, решительно несуеверный, придерживаюсь скучного научного взгляда на мир. Черных кошек привечаю, плеваться через какое бы то ни было плечо, считаю неприличным и по натальным картам сориентироваться не в состоянии. Быть может именно из-за столь рационального мышления мне порой очень хочется в литературе мистики, магии и чудес. Особенно я ценю фэнтези, основанное на преданиях, поверьях, легендах.
Фольклор – это чрезвычайно интересно. То, что лежит в основе сказок, как поразительно сходятся сюжеты волшебных историй у разных этносов, как через мифологию раскрывается мировоззрение народа, его самоощущение и идентичность – завораживает. И если автору на этой извилистой творческой тропе, удается грамотно обыграть, вплести в сюжет мистические мотивы – мне всегда радостно.
Я была знакома с некоторыми работами Татьяны Мастрюковой и могу сказать, что у нее получается пропитать свои тексты атмосферой непознанного, тайного, таящегося где-то рядом.
И вот в фокус моего внимания попал сборник ее авторства «Приходи вчера: жуткие былички».
Чем он примечателен? Во-первых. Это отчасти исследовательская работа. Татьяна Мастрюкова начинает книгу с выражения благодарности за материалы, предоставленные жителями деревень Тверской, Ярославской, Московской, Самарской, Брянской и многих других областей. Тщательно отобранные частички славянского фольклора были бережно переосмыслены, обработаны и нанизаны бусинками на художественное повествование. В итоге получилось 35 коротеньких рассказов, каждый из которых основан на некой «быличке», то есть рассказе «очевидца» о встрече с нечистой силой.
Во-вторых. Это страшно увлекательно. Истории, написанные простым, но образным языком, вовлекают, развлекают и, конечно, пугают. Это не кровавый хоррор и вполне подходит для чтения и детям лет двенадцати, но некоторые темы, как и положено данному жанру, отзываются в чем-то глубинном и подавленном в душе и действительно вызывают дрожь. Каждый человек чего-то да боится и путешествие по страницам сборника - отчасти путешествие в себя, попытка заглянуть в собственные детские испуганные глаза и понять, отчего мне жутко…
В-третьих. Это летняя книга, пропитанная атмосферой избыточных долгих вечеров, напоенных ароматами трав и мистики. Те самые каникулы в деревне, где старожилы заговорщицки шепчут про лешего, а за каждой корягой непременно сидит кикимора. Или летний лагерь со страшилками под простыней. Или поход с друзьями, где палатка в отсветах костра, лес вокруг и «очень правдивые истории».
В конце каждого рассказа автор приводит небольшую справку, поясняя на какой именно «быличке» основан текст. Многие суеверия, вроде «не передавать через порог», которые мы просто принимаем, не углубляясь в корни, разъясняются, наполняются смыслом. Смыслом, порой пугающим и неприятным, но лучше знать, откуда пошла та или иная примета, чтобы точно уверится, что она не работает. Или работает?..